Ученый кот в творчестве А.С. Пушкина
Мягкие и нежные, таинственные и зловещие, мурлыкающие и ласковые, разъяренные и царапающиеся – кошки просто не могли не волновать людей творческих, в том числе и писателей. Поэтому кошки в разнообразии их характеров очень часто становятся персонажами литературных произведений.
Рассмотрим наиболее известные образы кошек, встречающиеся в произведениях классиков литературы – так называемые «вечные образы» - про этих кошек знает каждый!
«Кот ученый» А.С. Пушкина
Все – и взрослые, и дети знают наизусть знаменитое предисловие к «Руслану и Людмиле». Именно благодаря Пушкину словосочетание «кот ученый» стало именем нарицательным не только в русском языке, но и среди других народов. О, этот таинственный кот! Он умеет петь песни и рассказывать сказки. Он мудрый и никогда не спит. В процессе прочтения «Руслана и Людмилы» появляется подсознательное сомнение – а не была ли эта сказочная история просто еще одной сказкой, рассказанной ученым котом?
Этот ученый кот представляется нам мудрым, огромным и добрым животным. Впрочем, как каждая настоящая мудрость – мудрость кота дается ему нелегко – он вынужден день и ночь бродит по золотой цепи, не зная покоя.
Александр Сергеевич, быстрее всего, взял прообраз кота ученого из народного творчества, но он так удачно его интерпретировал, что народные прообразы поистерлись, а в памяти наше остался только вечный образ ученого кота, бродящего по златой цепи и рассказывающего сказки и поющего песни.
Этот образ актуален и сейчас – он выступает носителем доброты, мудрости и глубины мировосприятия кошек в целом.